kattrend: (Default)
[personal profile] kattrend
Поиграли в блиц; а я тут по Сантехнику соскучилась и по простым вещам вроде искусства. Нельзя же всё время оставаться в плоскости жизни и смерти.

Выставка была супер. Ленка и Валера ходили по залу, глядя на подвижные металлические штуки и изнывали от зависти. Оба жили сейчас в коммуналках. Одна комната, где не особенно пошумишь, искусство можно делать только маленькое, карманное, на коленке. Ленка, например, кроме картин пристрастилась вязать шерстяных инопланетян, которые неплохо продавались в одной знакомой кофейне; Валера мастерил деревянно-латунные флэшки, наручи и гогглы - маленькие штуки, которые можно делать хоть в щели за холодильником. Оба хотели строить большие мобили с колёсами, суставчатыми лапами и перепончатыми крыльями. Или вот, например, модель дирижабля тоже было бы здорово. Но где уж там.

Вышли из зала на берег, там ветер по имени Ксантиппа живо развернул обоих в сторону Кожевенной линии: идите, мол, нечего вам тут. Бурый залив был весь исчерчен барашками, действительно, нечего нам тут. Нырнули во двор, миновали массивные ворота, напоминающие врата в Мордор, прижались к стене, Валера достал табак и машинку и принялся скручивать сигарету.

- Вот та штука с рамками была крутая, - сказала Ленка, поплотнее заматываясь в шарф.

- А мне камень понравился. И рыбосамолёт. А вот идей, чтобы применить твои банки, у меня что-то не появилось.

С тех пор, как Ленка, пользуясь скидкой, накупила коту корм в маленьких баночках, этих баночек стало как-то избыточно много. Выкидывать не вариант, это же не пластик дурацкий, а самая настоящая жесть, хоть и тонкая. Решили их собирать на какой-нибудь большой арт-объект, но строить его по-прежнему было негде, и банки копились в авоське в валериной коммуналке.

- Ну что, - предложил Валера, - идём в Башню? Может, спросим, нельзя ли у них пофигачить?

- Можно подумать, у них места много. Ладно, сходим, не так уж тут и далеко.

Но у шторма Ксантиппы было своё мнение. Стоило вывернуть на Наличную, как Ленке пришлось вцепиться в косуху Валеры, чтобы ветром не унесло. Вдоль улицы летела по своим делам картонная коробка из-под холодильника.

- Спасибо, что не кусок жести с крыши, - Ленка проводила коробку взглядом и поёжилась. - Слушай, вон автобус идёт, поехали на Петроградскую, фиг с ней, с Башней, в такую погоду мы до неё не дойдём.

Валера не возражал - он держал шляпу обеими руками, и руки явно уже замёрзли. А в автобусе было тепло.

Пока тащились по Большому проспекту, окончательно стемнело и пошел дождь. Изнутри автобуса это было даже приятно: там дождь, а мы тут ни при чем. Только передвижение отслеживать приходилось по поворотам: свернули - значит, это Восьмая, сейчас будет направо на Средний, потом налево на Первую, потом Тучков мост, потом направо и опять налево, потом три остановки и выходить, дальше пешком.

Но вышли, даже выскочили, на второй остановке после поворота, потому что из стены сгоревшего давным-давно и обмотанного зеленой сеткой дома ударил тёплый свет Лифта.

Ленка вспомнила первую встречу с Сантехником - когда-то давным давно, на грунтовой дороге под Приморском, в грозу и вот такой же шквальный ветер, но рассказать об этом Валерке не вышло вот именно из-за ветра, дувшего вдоль Большой Пушкарской. Так что Ленка просто нырнула в приветливо распахнутую дверь, пропустила Валеру и захлопнула дверь за собой.

- Раздевайтесь, грейтесь и держитесь за что-нибудь, - сказал Сантехник, отворачиваясь к пульту. Ленка скинула мокрую куртку и открыла лючок кофейного автомата.

- Сантехник! А можно мы полетим куда-нибудь, где не будет ветра? - с надеждой спросила Ленка.

- Нельзя! - казалось, Сантехник рад был это сообщить, - мы как раз из-за ветра туда и летим.

- Да что ж за день такой.

- Такая уж у вас галактика, не расстраивайтесь. Пока одежду вешайте в шкаф, вот в этот, надо высушить быстренько.

- А можно я вся туда залезу?

- Нет уж, для живого он не предназначен. Ладно уж, вот вам потеплее.

Наслаждаться теплом пришлось недолго: Лифт уже где-то приземлился.

- А это мы не на Севкабель вернулись случайно? - подозрительно спросил Валера, оглядевшись.

- Да нет, - неуверенно помотала головой Ленка, - на Севкабеле такие штуки вроде не растут. Но вообще что-то есть общее, ты прав.

Окружающая обстановка и впрямь чем-то неуловимо напоминала покинутый недавно хипстерский выставочный центр. Берег какого-то моря, ветер, вымощенная гладким тёмным деревом набережная, скамейки, прозрачная архитектура - ну, всё как у нас. Только в проёмах набережной росли... ну, такие штуки. Видимо, растения. По крайней мере, они были зелёные, значит, вероятно, и они занимались фотосинтезом. Но и древесина была зелёная, а вот металл каркасов зданий синий. И еще тут было всё-таки потеплее, чем на Севкабеле. Хотя ветер такой же, ледяными порывами.

- Сейчас у них ночь, а утром открытие выставки вон там, на площади. А тут кое-что сорвало ветром, а если с выставкой не заладится, тут всё может испортиться. Знаете, бывают такие поворотные точки истории.

- Это что, история про плохого художника, ставшего диктатором? - приуныла Ленка.

- Да не, художник хороший. И лучше бы ему профессию не менять.

- Это вот эта штука, что ли? - Валера критически осматривал огромную конструкцию из синеватых металлических деталей на дырчатом постаменте. Штуковина была совершенно абстрактная, но как будто несбалансированная, смотреть на нее было как-то беспокойно.

- Что-то у нее с композицией, - кивнула Ленка, - того.

- Это ничего! - бодро махнул рукой Сантехник, - ну-ка, пошли, подержите мне.

На самом берегу под краем набережной было подвешено устройство вроде ящика со шлангами. Видимо, насос, качавший воду из моря. Шланги шли в сторону скульптуры, но кто-то явно плохо из закрепил, потому что ветер расцепил яркие соединительные муфты и раскидал их по всей набережной.

- А, так это фонтан! - догадалась Ленка, - а мы-то тебе зачем? Тут же всё просто соединить и всё. Работа на одного.

- Да я вам скульптуру хотел показать, - Сантехник рассмеялся, - вам полезно.

Валера уже возился с муфтами, соединяя шланги так, как, видимо, задумывал автор. Скульптура явно не очень ему понравилась. Сантехник вынул из саквояжа связку скоб и пошел за ним, прибивая уже закрученные муфты к палубным доскам.

- Ну что, давайте запустим, - предложил он, когда шланги были уже аккуратно уложены и прикрыты защитным коробом, который Ленка нашла в конце набережной под извилистой каменной скамьёй.

- А нам это можно? - усомнилась Ленка, - выключено же было.

- Ну, выключим потом. Вы должны это увидеть. На открытие выставки нам лучше не ходить, это вам не толерантные осьминоги.

Сантехник присел на край набережной, дотянулся до рычага и повернул его вниз.

Шурша и булькая, вода устремилась в сторону скульптуры, и из дырчатого камня ударились струи. Скульптура задвигалась, самое большое кольцо провернулось и уступило место второму, поворачивающемуся в другой плоскости, а внутри задвигались угловатые лопасти, похожие на крылья, и, ну, всё изменилось. Та гифка, вспомнила Ленка, трехмерный инь-ян, такая же штука. Детали фонтана, проворачивающиеся под давлением струй, входили одна в другую естественно и немножко опасно, как будто вот сейчас столкнутся - и идеально не сталкиваются.

- Ладно, - сказал Валера, - признаю. Так гораздо лучше.

- Выключаем и едем дальше? - предложил Сантехник.

- А можно мы еще немножко посмотрим? Это идеальный фонтан же.

- Ладно, - сказал Сантехник, - это было слишком просто. И слишком похоже на ваше искусство. Посмотрим, как вам понравится следующее.

- А что, у нас сегодня экскурсия с приветом по планетам? - оживилась Ленка.

- Вроде того. Заходите и держитесь за что-нибудь.

- Ну хоть там-то ветра не будет?

- Там не будет. И, кстати, комбинезоны надевайте оба.

Там был лес, и так в нём было всё переплетено, что сначала показалось, что Лифт встроился в середину куста, растущего внутрь себя, но в следующую минуту картина начала расслаиваться на составляющие: вот огромные деревья, вот свисающие с них воздушные корни, вот растущие из земли... грибы? Цветы? Штуки. Вот обвивающие деревья лианы. В целом, нормальные составляющие леса или джунглей. Лифт врос в одно из деревьев, и то дерево, что оказалось перед ним, было у основания как секвойя какая-нибудь, а дальше вверх было не видно, потому что всё закрывали пушистые лианы.

- Я знаю, - хихикнул Валера, - это Пандора, а это дерево - Эйва-тян.

- Пандора? Это вряд ли. Это какие-то ваши мифологические дела. Нет, она по другому называлась, а сейчас тут пока разумной жизни нет, перерыв. Некому называть.

- А это часом были не синие котики?

- Нет, это были рыжие такие птицы. Уже вымерли, а приматы еще не готовы.

Сверху и впрямь доносились звуки скорее животного, чем орнитологического происхождения. Но здесь, на нижнем ярусе, ни одного зверька не было видно.

- А зачем мы здесь? - огляделась Ленка, - где нет разумной жизни, там и искусства нет, разве не так?

- Не так! - воскликнул Сантехник, присмотрелся к сплетению лиан, выбрал одну и дёрнул. Ворох зелени закачался и свалился набок, на подставленные ветки кустов, и зрителям открылась отходящая в сторону исполинская ветвь и свисающие с неё на длинных нитях треугольные штучки.

- Плоды?

- А вот и нет. Как раз искусство. Но тоже слишком неподвижное. Некому уже оценить его во всей красе, а до приматов оно не дотянет. Хоть вы посмотрите.

Ленка подобралась к штучкам поближе, они висели всё-таки слишком высоко, но снизу было видно, что это, скорей всего, птички, достаточно стилизованные и похожие на орех чилим, но птички. Кажется, каменные. С брюшка каждой птицы свисала тонкая каменная сосулька. Ленка залезла на высокий корень мега-дерева, дотянулась до нижней птички и потрогала сосульку. Сухая. Ничего тут уже не течёт.

- Давно они тут висят.

- Очень. Но это тоже не вся композиция. Тут нужно кое-что добавить. Парень, стамеской умеешь работать?

- Эээ... ну да. Я по дереву в основном работаю, - озадачился Валера, - и по металлу немножко.

- Сделай мне тут, - Сантехник показал между корней, - паз вот такого приблизительно размера, а я пока прибор достану. - Он вручил Валере стамеску с толстой рукоятью, - включается вот здесь. Без виброрежима ты в это дерево не вгрызёшься.

Звук стамески вызвал панические вопли где-то в ветвях, Ленка вздрогнула, но всё, кроме стамески стихло, а через некоторое время стихла и она.

- По-моему, это камень, - тряс рукой Валера, - у них это деревом считается?

- Давай посменно, - предложила Ленка, - по чуть-чуть.

Вдвоем пошло лучше. Пока один отдыхал и разминал руку, другой успевал вгрызться в ствол на миллиметр-другой. Потом Валера разобрался, как проходят слои, сколол сразу большую щепку, и к возвращению Сантехника с прибором уже была готова лунка почти заданного размера. Сантехник примерил головку прибора к лунке, отобрал стамеску, выдолбил еще пол-сантиметра, снова примерил и кивнул:

- Ну, вот теперь должно получиться.

- А что мы делаем?

- Прочищаем дереву чакры.

Ленка заржала.

- Это не научный термин, - уточнил Сантехник, - научный - капилляры, зануды вы мои. Но и действительно надо прочистить, чтобы всё заработало. Этого хватит ненадолго, они довольно быстро минерализуются, но кто-то должен увидеть всю композицию, пока ее не съел лес. Ну, погнали, - он плотно вбил в лунку головку, надел звуковой ключ на выступающий сверху на цилиндре прибора штырь, плотно затянул и нажал на кнопку. Это не был в полной мере ультразвук, слышно его человеческими ушами было, но он был на грани. Что-то настолько тонкое, что еще чуть выше - и услышит его только ребёнок или даже только кошка.

- Это же шведка, - шепотом сказал Валера, - почему она пищит?

- Про звуковую отвёртку знаешь? Ну, а это звуковая шведка.

Звук менялся. Что-то происходило в дереве, какой-то внутренний звон, шевеление, шуршание.

- Ну, теперь мы можем подождать недельку, - предложил Сантехник, - или можем прыгнуть.

- Прыгнуть, - выбрала Ленка. - Я и так с тобой всю дорогу становлюсь старше себя самой.

- Я так и думал. Ну, кофе пока выпьем.

Ленке было немножко нервно оставлять работающий звуковой ключ на целую неделю в диком лесу, среди предполагаемых приматов - обезьян? Кто у них тут на первом месте эволюции? Но, видимо, нестерпимый звук надёжно распугал всю живность. Через неделю ключ с прибором-передатчиком всё еще пищали, уроненные лианы смирились со своим положением на кустах и обвили их крепёжными усиками, а с толстенной ветки дерева капал на свисавших птичек сок.

- Ну вот, - обрадовался Сантехник, - правильно рассчитал! Всё готово. Выключаем и смотрим. Лучшая обзорная точка вот здесь, - он указал на дальний от ветки корень дерева.

То ли былые зрители были выше, то ли корень подрос с тех времён, когда была сделана инсталляция, но пришлось взбираться по корню, начиная с его тонкого конца. После навязчивого писка сантехникова инструментария в лесу стало совсем тихо. Все трое сидели на корне и смотрели, как с ветки стекают медленные капли, капают на крылья птиц, стекают на землю по тонким сосулькам. В этом был ритм. В этом была музыка. Кап - тинь - шшш - такатака - кап - тинь - шшш - такатака. Птички раскачивались, шевелились, поворачивались друг к другу клювами, словно танцевали. Словно передавали что-то из левого верхнего угла в правый нижний, а потом обратно.

- И ведь совсем просто - а как сложно! - прошептал Валера. Ленка украдкой достала смартфон, открыла камеру и сняла видяшку.

- Только для внутреннего пользования, - пообещала она, - никому не покажем.

- Ладно-ладно, - согласился Сантехник, - здесь никто не потребует авторских прав.

Это было завораживающее зрелище. И опять очень какое-то знакомое. Неужели художники такие одинаковые и предсказуемые? Ленка уже видела инсталляцию из бумажных птичек на нитках на одном лесном фестивале. Там, конечно, не додумались задать им движение при помощи древесного сока, но в целом похоже, как похоже было выставочное пространство у моря на другое, питерское. Ну, и эти птички еще и звучали. А те - шелестели на ветру.

- Вообще, я такое уже видела у нас, - призналась она, - из ниток и бумаги.

- Как показать искусство городским снобам и не получить от них по голове, - вздохнул Сантехник, - ладно, поехали дальше.

Ленке стало неловко. Конечно, был у нее уже мир, где всё изобразительное искусство лично она и породила под принуждением Сантехника, но, если честно, она стилизовалась под оригиналы своей родной планеты, так что новое было новым только для того мира.

Но в следующем мире скульптура была похожа на советские монументы в Югославии: этакий летящий психоделический бетон. А в следующем - на вязаные одёжки виленских деревьев. Да что ж такое.

- На вас не угодишь, - сказал Сантехник, - похоже, вся ваша галактика из одной черной дыры вылезла, - кажется, впервые он был серьёзно задет реакцией художников.

- Да нет, - примирительно склонила голову Ленка, - уже то, что это всё прямо в нашем Млечном Пути, круто! Честно. Не какие-нибудь там неведомые другие измерения. Почти дома. Астрономы еще только подозревают тут обитаемые планеты, а мы уже всякого искусства насмотрелись.

- Ну да. Утешай меня. Ладно, еще одна остановка - и отвезу вас где взял. Никакого искусства, только простая починка. Фитинги мне подержите.

В этом мире, в этом городе было очень тесно. Узкие проходы между округлыми домиками, опять дежа вю - похоже на Каппадокию. Какие-то естественные геологические формации, выдолбленные и населенные людьми. И люди здесь были человеческие, похожие на персов, с удлиннёнными тёмными глазами, может быть, они и заметили небольшие отличия трёх прибывших ремонтников, но рабочие комбинезоны привычно смазывали беглые взгляды местных жителей, и Сантехник со спутниками беспрепятственно пробрался по узкой улочке в совсем уж узкий заполненный трубами лаз. Одна из труб была сорвана и сочилась водой, по проходу стекала вниз струйка. Валера пролез выше по улице, приподнял трубу, Сантехник подхватил её и навинтил муфту.

- Какая тут крутая штука! - выдохнул сверху Валера, - никогда такого не видел. Это что вообще?

Ленка подобралась к нему поближе. На трубу была навинчена цилиндрическая коробочка с вращающимися внутри мелкими литыми детальками. На каждой детали был какой-то знак, самая правая вращалась совсем быстро, дальше - медленнее и медленнее, но это движение завораживало почище танца птиц в том лесу.

- Это вообще-то счётчик для воды, - буркнул Сантехник, - что в нём особенного?

- Да всё! - просто развел руками Валера, - корпус, детали. Общий дизайн. Композиция. Это прекрасно! А можно мне достать такой?

- Говорили мне, что художники во всех мирах немножко сумасшедшие, а я возражал еще, - горько вздохнул Сантехник, - ладно, ждите здесь, схожу куплю.

Валера уселся на отполированный ногами известняк улочки, Ленка уселась рядом - и, собственно, больше места там от стены до стены и не было.

- Я псих, да? - спросил Валера.

- Да нет, норм. Штука действительно чумовая. Бедный Сантехник.

В проходе был виден округлый дом, витрина лавки, не нужной сантехнической, а, судя по всему, овощной, если это были, конечно, овощи. Женщина с плетеной сумкой прошла мимо, не заглянув в проход. А вот и Сантехник появился, быстро, видимо, нужная лавка была недалеко, с картонной коробочкой в руках.

- На тебе твое сокровище, - Валерка схватил коробочку и открыл крышку. Без напора воды штука была не такая интересная, но тоже прекрасная. Да и коробочка. Из чего они делают этот картон, из папируса?

- А ведь, чтобы прикрутить к нашим трубам, понадобятся переходники, да?

- Да дам я тебе переходники. Поехали уже.

Дома, на Большой Пушкарской, ребят встретил тот же порыв ветра, от которого они убегали в начале путешествия. Ленке всё еще было неловко, но Сантехник, провожая их, рассмеялся и сообщил:

- Ладно, не хмурьтесь, в следующий раз покажу вам унитаз ыр-хе.

Ленка задумалась, представив себе ыр-хе, о которых знала от Мартышки: шесть лап, мощный хвост. И дизайн их она уже немножко представляла себе по обводам и украшениям их корабля. Пока ее уносило на волнах воображения, Лифт уже исчез.

- Унитаз ыр-хе?- переспросил Валерка.

- Забей. Пошли в тепло. У меня дома есть котлеты. - ветер Ксантиппа не располагал к рассказу про ыр-хе и их дизайн, но дома Ленке всё-таки пришлось набросать портрет ящерика ыр-хе и предполагаемые обводы его сантехники.
This account has disabled anonymous posting.
If you don't have an account you can create one now.
HTML doesn't work in the subject.
More info about formatting

January 2026

S M T W T F S
    123
45678 910
11 1213 14151617
18192021222324
25262728293031

Most Popular Tags

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jan. 15th, 2026 01:27 pm
Powered by Dreamwidth Studios